Литература 10 класс

Уважаемые родители и учащиеся! В 10 классе изучается русская классическая литература II половины 19 века, биографии писателей, произведения зарубежных писателей. В течение учебного года  десятиклассники будут не только читать произведения русской классики, но и учиться анализировать прочитанное.

Для успешного освоения литературоведческого анализа текста произведения необходимо знать теорию литературы. Краткий курс по теории литературы поможет анализировать произведения поэзии и прозы русской и зарубежной литературы.

Необходимые краткие сведения по теории литературы >>> (Материал взят из пособия по русской литературе XIX века Азаровой Н.М.)

Некоторые сведения о сочинениях

Самыми распространенными в обучающей практике являются сочинения на литературную тему. Второй разновидностью являются сочинения на свободную тему. Отличаются они тем, что сочинения на литературную тему представляют собой письменное исследование художественного произведения, в то время как сочинение на свободную тему - это работа, написанная по материалам средств массовой информации и личного опыта.

Сочинения на литературную тему делятся на две группы:
а) проблемные сочинения, содержащие анализ литературного произведения (к ним относятся индивидуальные, сравнительные и групповые характеристики образов, а также идейно-художественный разбор одного или нескольких произведений);
б) литературно-творческие сочинения на литературные темы, посвященные индивидуальному пониманию абитуриентом художественного произведения.

Индивидуальная характеристика героя

Учащийся должен при анализе отдельного литературного образа четко определить историческую эпоху, с которой связан его герой, показать его социальное происхождение, условиях жизни, образ жизни. Следует обязательно обратить внимание на портрет, манеры, одежду, речь персонажа. Описывая характер, необходимо определить круг его интересов, мировоззрение, характер деятельности, отношение к людям, действия и поступки, внутренние переживания.

Характер персонажа на протяжении произведения может меняться, поэтому надо стремиться обратить внимание на характер в развитии. Например, Андрей Болконский в романе Л.H.Толстого “Война и мир” переживает несколько взлетов и падений на протяжении романа, его манера поведения, мировоззрение значительно меняются.

Говоря о характеристике героя, необходимо уяснить и показать метод раскрытия образа (характеристика от автора, от лица других Персонажей, самохарактеристика, характеристика через сопоставление с другими образами), то есть говорить о том, какими художественными приемами пользовался автор для создания образа. Важно показать, как сам автор относится к своему герою. Например, Н.В.Гоголь в поэме “Мертвые души” говорит о Чичикове: “Припряжем подлеца!..”

Можно не только “разбирать” образ героя произведения* но и высказать Ваше личное отношение к нему. Это возможно только при условии хорошего знания текста, когда Вы, анализируя образ, соглашаетесь с ним, одобряете или порицаете данного героя. Важно, чтобы это личное отношение к герою четко проявлялось в сочинении.

Сравнительная характеристика героев

Сравнительная тема трудна тем, что, как правило, ее нельзя найти целиком в учебнике, а надо составлять самому. Сравнение двух героев обычно дается по сходству (“Онегин и Печорин”, “Андрей Болконский и Пьер Безухов”) или различию (“Чацкий и Молчалин”, “Печорин и Грушницкий”).
Часто учащиеся при написании подобного сочинения идут по линии наименьшего сопротивления, в результате чего сочинение превращается в сумму двух характеристик (сначала говорят об одном герое, а затем - о втором). Это неверно. В сравнительных сочинениях следует обе характеристики давать параллельно и одновременно. Это более сложный, но верный способ. Необходимо помнить при этом, что при составлении сравнительной характеристики следует рассматривать только те черты, взгляды и убеждения, которые есть у обоих героев.

Если в теме сочинения Вас просят сравнивать героев по принципу сходства, то правильнее будет сначала рассказать об их сходных чертах, а затем перейти к характеристике индивидуальных особенностей, обусловленных эпохой, социальной средой, личным опытом.

Если герои сравниваются по принципу различия, то сначала надо рассказать о тех чертах, по которым они противопоставлены друг другу. Причем различие и противоположность во взглядах, характерах и поступках героев уясняется опять сначала через сопоставление черт, имеющихся у обоих героев.

При сравнении героев, сходных по характеру, но относящихся к разным эпохам, очень важно знать социально-политическую обстановку разных периодов, тогда образы станут понятнее. Например, при сравнении Онегина и Печорина учащиеся должны очень хорошо представлять себе разницу между 20-ми и 30-ми годами 19 века.

Сочинения на сравнительную тему не обязательно должны сравнивать два образа. Может быть сравнение одного образа с коллективным героем (например, “Гриша Добросклонов и народ в поэме Некрасова. “Кому на Руси жить хорошо”) или одного и того же персонажа в начале и конце пути (например, “Превращение Дмитрия Старцева в Ионыча”).

Групповая характеристика героев

Если в сочинении требуется дать групповую характеристику персонажей (например, “Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”), то неверно будет характеризовать их отдельно одного за другим. Необходимо выделить общие для них черты и подробно их разобрать, а потом уже можно сказать об индивидуальных чертах каждого из них и о приемах, используемых автором для раскрытия образов.

Идейно-художественный разбор одного или нескольких произведений

Темы сочинений, требующие идейно-художественного разбора одного или нескольких произведений (например, “Смысл названия драмы “Гроза” или “Смысл заглавия романа” Отцы и дети”), сложны тем, что требуют от абитуриента точного и правильного выделения идеи художественного произведения или даже целой идейно-тематической основы ряда произведений (например, “Основные проблемы и идейное содержание свободолюбивой лирики А.С.Пушкина). Понять и выделить идейный смысл произведения можно только на основе внимательного чтения художественного произведения, так как идея в готовом виде очень редко формулируется в произведении, лишь вытекает из содержания.

При выделении идейного смысла произведения необходимо обращать внимание и на его художественное воплощение, художественные средства, которые применяет автор. Следует также учитывать, что субъективный замысел художника и объективный смысл его произведений могут зачастую не совпадать или даже расходиться между собой. Произведение может оказать на читателя (часто с помощью критика) такое воздействие, которого не ожидал сам автор. Например, А.Н.Островский никак не ожидал, что показ им трагедии Катерины вызовет такие широкие обобщения и мысли о необходимости преобразований, эмансипации, борьбы с “темным царством”, которые нашли отражение в статье Н.А. Добролюбова.

Примерная схема анализа литературно-художественного произведения

  1. История создания.
  2. Тематика.
  3. Проблематика.
  4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
  5. Жанровое своеобразие.
  6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
  7. Центральные персонажи.
  8. Сюжет и особенности строения конфликта.
  9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
  10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
  11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
  12. Место произведения в творчестве писателя.
  13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Примерный план характеристики художественного образа - персонажа

I. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

  1. Социальное и материальное положение.
  2. Внешний облик.
  3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: - характер деятельности и основных жизненных устремлений; - влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
  4. Область чувств:
  5. тип отношения к окружающим;
  6. особенности внутренних переживаний.
  7. Авторское отношение к персонажу.
  8. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
  9. с помощью партнера;
  10. в авторской характеристике;
  11. через характеристику других действующих лиц;
  12. с помощью предыстории или биографии;
  13. через цепь поступков;
  14. в речевой характеристике;
  15. через “соседство” с другими персонажами;
  16. через окружающую обстановку.

III. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.


Примерный план разбора лирического стихотворения

  1. Дата   написания
  2. Реально-биографический и фактический комментарий
  3. Жанровое своеобразие
  4. Идейное содержание
    • Ведущая тема
    • Основная мысль
    • Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике
    • Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него
    • Преобладание общественных или личных интонаций
  5. Структура стихотворения
    1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
    а) по сходству;
    б) по контрасту;
    в) по смежности;
    г) по ассоциации;
    д) по умозаключению.

    2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония, сарказм, перифраза.
    3. Речевые особенности в плане интонационно- синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

Литературно-творческие сочинения

В последнее время распространилась практика написания литературно-творческих сочинений, то есть сочинений по темам, связанным с изучением курса литературы, но требующим от абитуриента умения выражать самостоятельные мысли о писателе,
произведении, герое (например: “Мое отношение к Печорину”, “Кто такой Чацкий - победитель или побежденный?”, “Почему образ Чичикова вызывает отвращение?”).

Эти темы требуют от абитуриента не только знания материала, но й определенной оценки его, так как любое произведение классической литературы несет в себе не только черты определенной эпохи, но и говорит о неизменных человеческих чувствах и ценностям, морально-этических проблемах и нормах. В подобном сочинении, оценивая характер и поступки героя, абитуриент неизбежно будет решать для себя моральные проблемы и в то же время передавать свои чувства и впечатления от произведений искусства.

Сочинения на "свободную" тему

Последней темой на вступительных экзаменах дается “свободная”. Например, “Честь и подвиг в понимании юриста”, ” Юрист - профессия нравственная”, “Нет ничего страшнее духовного бонкротства” (Н.Вампилов), “Истинное мужество обнаруживается во время бедствия” (Ф.Вольтер), “Без знания прошлого нельзя понять настоящего”. Здесь поступающий должен черпать материал для сочинения из личного опыта, материалов публицистики (публикаций газет и журналов).