Публичный доклад директора ГБОУ Школа 109 Е.А. Ямбурга об итогах развития
в 2011-2012 учебном году и перспективах на 2012-2013 учебный год


Актуальные проблемы развития школы в период перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения и новых условий финансово-хозяйственной деятельности.

I. Анализ работы ГБОУ Школа 109 за 2011-2012 учебный год и перспективы развития на новый учебный год.

В 2011 году сотрудники ГБОУ Школа 109 работали в соответствии с задачами, поставленными на августовском педсовете 2011 года. Напомним центральную задачу. Это модернизация системы работы ГБОУ Школа 109 при сохранении базовых черт адаптивной школы.

Данная задача продолжает быть актуальной и в новом учебном году. Модернизация системы задача сложная и многоаспектная, затрагивающая практически все стороны жизни школы. Это и отбор содержания, соответствующего новым Федеральным Государственным стандартам (ФГОС), изменение критериев оценки качества образования, получаемых учащимися на всех этапах обучения, включающих не только предметные знания, умения, навыки, но также метапредметные компетенции. Решение только этих двух задач требует серьезной реквалификации педагогических кадров, модернизации ресурсной базы школы, предполагающей тотальное внедрение интернет технологий.

Направления   модернизации

Модернизация системы требует также дальнейшей оптимизации системы управления школой и серьезных изменений в ее финансово-хозяйственной деятельности. Понятно, что задачи модернизации не решаются за один учебный год, этот процесс требует поэтапного, целенаправленного, последовательного продвижения. Именно поэтому важно на сегодняшнем педсовете проанализировать, что было сделано в истекшем учебном году, и поставить задачи на новый. Соответственно в различных подразделениях ГБОУ Школа 109 процессы модернизации осуществлялись с учетом их специфики.

В дошкольном подразделении ГБОУ Школа 109 в истекшем году основной упор был сделан на укрепление его ресурсной базы и усилению мер по безопасному пребыванию детей.


Была продолжена работа по модернизации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников. В истекшем учебном году под руководством психолога Сорокиной Kбыла разработана и апробирована программа по преодолению дезадаптации детей младшего школьного возраста, занятия по которой велись на базе инсталляции «Гнездо». (Фотографии занятий) Также успешно была внедрена программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Стремительно меняющаяся социальная и демографическая ситуация в микрорайоне школы диктует необходимость решения новых задач:

Начальная школа с 5-ми классами

В истекшем учебном году в данном подразделении была продолжена работа в рамках пилотного проекта по освоению нового поколения Федерального государственного стандарта в начальной школе.

Как видите, в целом работа по освоению образовательных стандартов второго поколения дает  плоды. Но результаты внутришкольного контроля свидетельствуют о том, что в массе своей наши учителя по-прежнему  в первую очередь ориентируются на предметные результаты образования, преуменьшать значение которых, разумеется, нельзя. В меньшей мере они нацелены на формирование метапредметных компетенций и учет личностных достижений ребенка. Здесь, как и везде, нужен разумный баланс.

Надо отметить, что анализ результатов этой работы проводился не только посредством внутришкольного контроля, но и при помощи мониторинга Центра качества Москвы.


Для реализации пилотного проекта по внедрению образовательных стандартов второго поколения была значительно усилена ресурсная база начальной школы. Тем не менее, сказать, что ресурсная база является достаточной, мы пока не можем, поскольку опережающими темпами  растет контингент учащихся, вовлеченных в проект.   В рамках пилотного проекта продолжалась реквалификация педагогических кадров, в этом году обучение прошли еще 5 педагогов.

Ответом на вызовы времени является не только работа по внедрению новых стандартов образования. Демографические процессы, происходящие в Москве, не могли не затронуть микрорайон нашей школы. В ней с каждым годом появляется все больше детей, для которых русский язык не является родным. Учитывая это обстоятельство, в начальной школе также началась работа по интеграции в русскоязычную  среду детей, для которых русский язык не является родным. Учитель Соловьева Виктория Борисовна разработала и апробировала курс «Русский язык как иностранный». Эта работа требует расширения и углубления, как в рамках школьного компонента, так и в рамках платных образовательных услуг. Целесообразно организовать обучение «русскому как иностранному» на курсах предшкольной подготовки.

В прошлом учебном году существенно перестроил свою работу Совет подразделения начальной школы. Практически из корпоративного сообщества педагогов и сотрудников школы он постепенно преобразуется в  управляющий совет с привлечением широкой родительской общественности. На одном из заседаний сами родители выступили с инициативой создания форума для совместного обсуждения вопросов организации обучения и воспитания учащихся и решения различных вопросов функционирования школы. Все это делает работу школы более открытой и является на деле реализацией государственно-общественного характера управления. К положительному опыту начальной школы следует отнести использование элементов дистанционного обучения. Разработка этого направления в новом учебном году станет одной из ведущих задач развития школы.

В целом начальная школа имеет достаточно высокий рейтинг, доказательством чего является набор в первые классы. Мы принадлежим к 42 школам Москвы, которые в этом году набрали наибольшее количество учащихся (5 классов – 140 учащихся), за что школа получила грант Мэра г. Москвы в размере 3 миллионов рублей.

Однако при стабильных результатах обучения в подразделении начальной школы с 5 классами мы фиксируем снижение количества учащихся, успешно поступающих на повышенный уровень обучения в основной школе.

Мы отдаем отчет в том, что отчасти это связано с популяционными процессами (снижением уровня физического и психического здоровья школьников, увеличением доли мигрантов и т.п.). Продолжая традиционную для нашей школы работу по медико-психолого-педагогической поддержке учащихся, имеющих проблемы в обучении и развитии, мы не должны упускать такое серьезное направление, как работа с одаренными учащимися.

Очень серьезной проблемой, решение которой требует особой деликатности и диктует необходимость постоянного мониторинга со стороны администрации, является введение в новом учебном году курсов основ религиозных культур и светской этики в четвертых классах начальной школы.

Основная и старшая школа

Работу этого подразделения сегодня принято оценивать по конечным результатам, сдаче ЕГЭ 11 классами и ГИА 9 классами.

Сравнительный анализ с ЮЗАО

Учащиеся ГБОУ Школа 109, получившие 100 баллов по русскому языку: Проклов Юрий (11б) – учитель: Ганина Галина Григорьевна; Бадалян Кнарик (11в) – учитель: Кузнецова Марина Васильевна.

Более подробно с результатами ЕГЭ 2012 можно оснакомиться на сайте школы в разделе ЕГЭ >>>

Хотелось бы отметить, что требования к сдаче ЕГЭ ужесточены, в результате чего по стране не сдали экзамены 25 тысяч выпускников. В нашей школе все выпускники успешно прошли итоговую аттестацию. По итогам сдачи ЕГЭ школа удостоена Гранта в 5 миллионов рублей.

Достаточно высокие результаты продемонстрировали учащиеся 9 классов в ходе ГИА.

Результативность работы школы также определяется достижениями учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников. Победителями олимпиады стали: Янковский  Владимир  7 класс, физика,   преподаватель     Логинов  Л.А.; Павлихина Мария 9 класс, литература, преподаватель Мухин Н.В. Призерами стали 39 учеников   ГБОУ Школа 109 7- 11 классов.

Победительницей городской олимпиады по изобразительному искусству стала ученица 11"В" класса Макарова Светлана, учитель Кармазин О.В. А на V Международном фестивале детско-молодёжного творчества и педагогических инноваций «Кубок России по художественном творчеству – Ассамблея Искусств» диплом за 2 место в конкурсе живописи, за конкурсную работу «По улицам слона водили…» получила Садовская Екатерина, 9В класс. Учитель Кармазина М.В.

При сохранении базовых черт адаптивной школы (дифференцированное разноуровневое и многопрофильное обучение) в истекшем учебном году была проделана определенная работа по совершенствованию информационной поддержки учебного процесса. Так в практику 6-11 классов прочно вошел электронный журнал, позволяющий осуществлять ежедневную связь с родителями учащихся; начата работа по налаживанию оперативной связи с родителями с использованием электронной почты, позволяющей быстро информировать родителей о домашних заданиях, зачетах, контрольных работах и другой текущей информации. Все это вместе взятое консолидирует усилия учителей и родителей в совместном контроле  учебной деятельности, поведения ребенка, и что особенно важно, позволяет отслеживать динамику его развития.

Новым направлением деятельности основной и старшей школы по углублению изучения иностранных языков стала организация работы с носителем языка. Здесь мы в самом начале пути, но, учитывая большой интерес к этому направлению, мы намерены развивать это направление работы. Не будем также забывать, что, судя по всему, в обозримые сроки иностранный язык станет третьим обязательным предметом при сдаче ЕГЭ.

На наш взгляд, серьезным фактором, усиливающим мотивацию к обучению, стала рейтинговая оценка учащихся, с последующей выплатой денежных премий. За полтора года учета рейтинга успеваемости мы убедились в его эффективности.  Эту работу можно и нужно углубить, дополнив подведение итогов рейтинга по параллелям, ежемесячным подведением итогов в каждом классе с соответствующим материальным стимулированием. Разумеется, это потребует дополнительных средств, но при соглашении с советом и родительским комитетом класса эту проблему решить можно.

Серьезный шаг был сделан на пути решения проблемы дистанционного обучения. Как уже отмечалось, центральной задачей наступающего учебного года и последующих лет является освоение ФГОС, который принят этим летом. При всей неоднозначности оценок, высказанной специалистами, документ принят, и мы обязаны его выполнять, минимизируя риски, связанные с его внедрением.

Основными чертами ФГОСов является:

 Как видите, в целом, идеология новых ФГОСов достаточно обоснованна и не противоречит базовым чертам адаптивной школы. Но, как уже говорилось выше,  при внедрении стандартов надо учитывать риски.

Внедренческие риски

Потеря фундаментальности при освоении учебных предметов. (Обращает на себя внимание серьезное сокращение содержания ряда учебных предметов, изучаемых на интегративном уровне.)

В последней статье А.В. Хуторскова в журнале «Народное образование 5» 2012 год, на дидактическом уровне формулируются подходы к решению данной проблемы.

Отдельные примеры формирования метапредметных компетенций мы наблюдали в начальной школе в ходе внедрения новых стандартов. Аналогичные методические примеры мы видим в основной и старшей школе, в частности, когда педагоги организуют проектную деятельность учащихся. Но, разумеется, говорить о сложившейся системе не приходится. Но обращаю ваше внимание на одну серьезную деталь: во всех приведенных примерах метапредметность присутствует в качестве универсального способа деятельности. Но метапредметность необходимо будет реализовывать не только в деятельностной форме, но и в содержании отдельных предметов и метапредметных тем. Это долгосрочная задача на следующее пятилетие.

Речь идет о безусловном обеспечении практической направленности учебного процесса, создании реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Приведу конкретный пример. Речь идет о формировании умения решать задачи на сложные проценты. Если учитель при этом не раскрывает личностного смысла изучаемых задач, то ребенок не понимает, зачем ему это нужно, и потому в лучшем случае выучивает наизусть формулу сложных процентов.

Однако во взрослой жизни очень многим людям приходится решать такую задачу, и люди сталкиваются с отсутствием и них соответствующей компетенции, универсального учебного умения. Речь идет о расчете так называемой эффективной ставки по вкладам.

В чем суть. Многим приходится хранить свои сбережения в банке, и люди выбирают наиболее выгодные условия, в частности, открывают вклады, ежемесячные проценты по которым автоматически присоединяются к основному вкладу, или, как мы говорим, капитализируются. Таким образом, при объявлении банком процентной ставки, например, 12% годовых эффективная (т.е.реальная) при ежемесячной капитализации (когда идут проценты не только на основной вклад, но и еще проценты на проценты) ставка получается 12,68%, что делает вклад более доходным.

Операционистки в банках, имеющие не только среднее специальное образование, чаще всего эту эффективную ставку не умеют вычислять. И люди сами дома на калькуляторе умножают свою прибыль ежемесячно, т.е. 12 раз в году (а если вклад двухгодичный, то 24 раза), чтобы проверить правильность начисления. Процедура эта долгая и изнурительная, отнимающая много времени. Чтобы вычислить итоговую (эффективную) ставку сразу, нужно возводить суммы в 12-ю степень. На калькуляторах для этого не хватает цифр, не на всех калькуляторах есть программа возведения в степень.

Если бы учитель не просто объяснил учащимся теорию того, как решаются задачи на сложные проценты, а вывел бы формулу  и объяснил, для чего она служит, то ребенок убедился бы в том, что вычисление эффективной процентной ставки по вкладам с помощью хорошего калькулятора или компьютера занимает 30 секунд. Так проявляется личностный смысла изучаемых задач, формируются соответствующие компетенции (универсальные учебные умения).

Очевидно, что в существующих рамках новых образовательных стандартов трудно реализовать воспитательный потенциал предмета, поэтому все большее значение приобретает расширение и углубление внеклассной предметной деятельности. В прошлом учебном году методические объединения уделяли большое внимание этому вопросу, продемонстрировав творческий подход и использование современных интерактивных методов при организации предметных недель. В этой связи стоит отметить методические объединения учителей иностранного языка , защиты ученических проектов по истории и обществознанию, ставшее традицией проведение конкурса «Архимеда» методическим объединением математиков.


Задачи основной и старшей школы

- организация дистанционного обучения;
- максимальное использование электронной почты для оперативной связи с родителями;
- создание школьной социальной сети для обсуждения различных проблем функционирования и развития ГБОУ Школа 109;
- модернизация сайта школы;
- запуск портала домашних заданий.

В истекшем учебном году в ГБОУ Школа 109 было создано новое подразделение, развернувшее свою работу на базе детского Центра гематологии и онкологии им. Дмитрия Рогачева. Возглавляет работу по обучению детей в клинике Суркова Надежда Егоровна и Колпиди Нина Ивановна. Это подразделение по заданию Департамента образования г. Москвы мы открыли в апреле текущего года, когда в Центр гематологии стали поступать больные дети, в том числе и выпускники школ. Им  необходимо было предоставить возможность сдавать ЕГЭ и ГИА, что и было сделано.

Учителя, работающие в этом подразделении, имеют дело с особой, госпитальной педагогикой. Поскольку на излечении там находятся дети разных возрастов, начиная с детского сада, заканчивая выпускными классами, очевидно, что педагогам приходится решать весь спектр задач, обозначенных в сегодняшнем докладе, а некоторые из них, например, задача дистанционного обучения требует первоочередного решения.

Во-первых, потому, что часть детей находятся  в специальных боксах, и потому непосредственное общение с ними затруднено. Во-вторых, цикл пребывания в госпитале периодически прерывается (пройдя соответствующий курс лечения, дети отправляются домой, а через некоторое время возвращаются для повторного курса). Именно на базе Центра гематологии и онкологии хорошо видно, как две задачи: сохранение базовых черт адаптивной школы и модернизация образования дополняют друг друга, при правильной постановке дела обеспечивая резонансный педагогический эффект.   

Воспитательная работа в школе

За 36 лет работы в школе сложилась воспитательная система, определяющая атмосферу и уклад ее жизни. В основу системы воспитательной работы положена теория и практика коллективных дел.


Ролик представил коллективные творческие дела, для которых характерна театрализация, как важнейший способ эмоционального воздействия на учащихся, средство снятия психологических зажимов и других форм дезадаптации и, наконец, один из важных способов трансляции культуры.

В этом же направлении работает система эстетического воспитания, реализуемая в классной внеурочной деятельности, а также в подразделении дополнительного образования. Так, в истекшем учебном году, под руководством Кармазина О.В., учащиеся школы приняли участие в профессиональных выставках художников Хлебникова, а также в акции «Передвижной музей».

Арт-проект "Кочевой музей современного искусства". В Москве на Бульварном кольце прошла акция художников под названием «Кочевой музей современного искусства». Художники вывезли свои работы (картины и другие арт-объекты) на ручных тележках. В течение трех часов художники прогуливались по Бульварному кольцу со своими произведениями. Ученики 8 «б» класса Пухно Владислав, Ильин Николай, Гаруля Кирилл и Лебедев Артём, под руководством учителя ИЗО Кармазина О.В. «Супертанк».

Проект "Рожденный летать, не должен ползать". Автор: Зорина Даша, ученица 10 «А» класса.
Руководители Кармазин О.В., Самодуров Ю.В.

Проект «А-начало – Я-конец».
Автор: Пичугина Елизавета, ученица 9 «В» класса.
Руководитель проекта Кармазина М.В.

Проект «Перчатки власти»
Автор:Кармазин Василий, ученик 11 «В» класса.
Руководитель проекта Кармазин О.В.

Проект «Супертанк».
Авторы: Пухно Владислав, Ильин Николай, Гаруля Кирилл, Лебедев Артём, ученики 8 «Б» класса. Руководитель проекта Кармазин О.В.

Проект "Интерактивная любовь"

Из статьи "Российской газеты" от 20.05.2012 "Кочевники в Москве": Рядом с этими "примитивами" инсталляция "Интерактивная любовь" восьмиклассников Георгия Черникова и Анастасии Грибановой выглядела сверхсложным объектом. Один манекен, вроде тех, что встречаешь в витринах, был разделен пополам прозрачным пластиком. Правая часть представляла девицу в платье, другая - кавалера. Внутри полых фигур можно было прочесть обмен электронными посланиями. Обе половинки объединял компьютер...

Воспитанники школы художественных ремесел явились победителями различных конкурсов и выставок детского художественного творчества.

Декоративное панно «В суровом и яростном мире»
Выполнено ученицей 9 «Ж» класса Невзоровой Анной
2011г
Руководители: Беэр Алексей Сергеевич, Тимонина Наталья Сергеевна

Творческие работы учащихся
Школы художественных ремёсел ГБОУ Школа 109

В рамках военно-патриотического воспитания продолжалась работа с Советом ветеранов 9 микрорайона Тёплого Стана, которая велась на базе музея боевой и трудовой славы, руководителем которого является С.Е.Омельчук

Продолжал свою работу по проекту «Живая школа» клуб «Зюйд-Вест». Весь учебный год члены клуба совершали малые экспедиции в Крым, в Экосистему Подмосковья.



Большими спортивными достижениями учащихся отмечена работа педагогов кафедры физической культуры.

Первенство Москвы среди детей 6-15 лет по шотокан каратэдо. На старте Яковлев Александр, учащийся 9А класса ГБОУ Школа 109.
Александр проплыл 50 метров кролем за 24.36 секунды!

Вместе с тем мы отмечаем необходимость решения серьезных проблем в сфере воспитания. Многие из поставленных в прошлом году задач не нашли своего решения. Так, например, нельзя признать эффективными работу классного и школьного самоуправления. По-прежнему в большинстве общешкольных мероприятий принимают участие наиболее одаренные и талантливые учащиеся. Таким образом, значительная часть учащихся выступает в роли пассивных наблюдателей происходящих событий. Большинство мероприятий по-прежнему носит общешкольный характер, внутри классов не созданы условия для максимального участия учащихся в общественной жизни.

Задачи по совершенствованию воспитательной работы в школе

Изменение правового статуса школы и механизмов финансовой деятельности

В новом учебном году мы начинаем работать в условиях измененного правового статуса, в соответствии с 83-ФЗ наше учреждение имеет статус ГБОУ ГБОУ Школа 109. Это существенным образом меняет права, полномочия и ответственность школы за осуществление финансово-хозяйственной деятельности. С этим связаны изменения в системе управления. Школа переведена на самостоятельность, в связи с чем,  к началу нового учебного года создана собственная бухгалтерия.  

Школа также получает полномочия для проведения котировок на электронных торгах при покупке товаров и различных услуг. Для решения этих задач вводится должность менеджера по электронному обеспечению финансово-хозяйственной и правовой деятельности Центра образования. Предоставленная самостоятельность неизбежно приводит к возрастанию ответственности школы за рациональное расходование средств, выделяемых на эксплуатацию зданий и сооружений, включающих оплату услуг по электро и теплоснабжению, а также за освоение средств, выделяемых на текущий ремонт.

Для решения этих задач в штатном расписании будет введена должность заместитель директора по эксплуатации, под его руководством будут работать заведующие хозяйством. Введение новых штатных единиц, без которых невозможно решать новые управленческие задачи, мера необходимая и оправданная. Поскольку проводится она в рамках неизмененного бюджета школы, то это потребовало оптимизации использования фонда заработной платы, перегруппировки расходуемых на нее средств. При этом зарплата сотрудников не пострадала.

В наступающем учебном году вводится новая система оплаты труда, предусматривающая базовую и стимулирующую часть оплаты. В прошлом учебном году мы широко обсуждали в коллективе критерии оценки деятельности педагогов и других сотрудников школы, которые должны быть учтены при начислении стимулирующих выплат. Понимая всю сложность и деликатность вопроса, мы сохранили в базовой части зарплаты выплаты за квалификационные категории, почетные звания и научные степени. Отсюда соотношение базовой части зарплаты к стимулирующей части 80% к 20%.

Используя определенный опыт распределения полученных грантов и премий, мы рассчитывает на то, что, как и было прежде, широкое участие в справедливом распределении стимулирующего фонда примут методические объединения, профсоюз, управляющий совет школы. Новым для нас здесь является только то, что к оценке деятельности учителей отныне широко привлекается родительская общественность. Следовательно, при ближайших выборах в управляющий совет школы нам всем необходимо ответственно подойти к подбору кандидатур из числа родителей, с тем, чтобы в совет попали люди конструктивные, ответственные, способные к взвешенным объективным решениям.

Уважаемые коллеги. Ясно, что новый  37 в истории школы учебный год не будет простым. Однако я уверен в том, что, несмотря на грустные аллюзии, которые вызывает эта цифра, накопленный за все прошлые годы потенциал, позволит нам с успехом решать актуальные и перспективные задачи, стоящие перед Центром образования.