Публичный доклад директора ГБОУ Школа 109 Е.А. Ямбурга об итогах развития
в 2012-2013 учебном году и перспективах на 2013-2014 учебный год

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Мой ежегодный доклад посвящён анализу деятельности ГБОУ Школа 109 в истекшем 2012-2013 учебном году. Но угол зрения, под которым мы будем рассматривать итоги нашей работы несколько иной. Он определяется теми тенденциями, которые наметились в развитии образования.

В частности, на сегодняшний день поставлена задача постепенно к 2018 году, перейти на так называемый эффективный контракт. В этой связи нужно иметь в виду, что рано или поздно эта мысль должна была прозвучать. Дело в том, что государство вкладывает немалые средства в повышение заработной платы учителей особенно в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург и т.д., и вправе ожидать от нас эффективности в нашей работе. Но весь мировой опыт, в частности тех стран, которые прошли реформы (Германия, Сингапур и т.п.) показывает, что само по себе повышение заработной платы не ведёт к повышению качества образования. Это всё равно, что закачивать золото в море и ожидать приплода рыбы. Поэтому естественно, что от нас требуют повышения результативности работы.

Я бы хотел напомнить, что такое эффективность. Формула нам известна с Вами очень давно, это отношение результата к затратам.

Что мы понимаем под результатом? В нашей тонкой педагогической сфере нужно понимать, что мы имеем, как правило, дело с количественными и качественными показателями.

Количественные показатели лучше поддаются измерению. Они более зримы. На сегодняшний день они в первую очередь учитываются при анализе и оценке деятельности школы. Мы имеем сегодня неплохие результаты, в частности в рейтинге школ Москвы мы занимаем 35 место среди более 1730  школ.   

Давайте посмотрим итоги прошлого года,  ЕГЭ и государственной аттестации,  которые можно назвать суммарно количественными и качественными показателями, так как это  качество подготовки выпускников.

Обращаю Ваше внимание, что оценка работы школы происходит как правило по рубежным этапам. Для начальной школы это 4 классы, для основной школы 9 классы (результаты ГИА) и Единый государственный экзамен. Результаты оцениваются не по внутренним критериям (самоанализ школы и т.д.), а по тем критериям, которые можно назвать  внешней приёмкой школы. Не сами педагоги школы  оценивают свой труд, а независимая экспертиза либо в форме ЕГЭ, либо в форме ГИА, либо в форме мониторинга, который проводит Московский центр качества образования (МЦКО).

Результаты, в целом, у нас неплохие, но резервы есть очень серьёзные, о них я буду говорить несколько позже.  

Результаты работы педагогического коллектива центра образования №109 в 2012/13 учебном году

Итоги государственной аттестации учащихся ГБОУ Школа 109:
Всего участников ЕГЭ-2013: 100
Всего участников ГИА-2013: 134

ЕГЭ-2013
Обязательный экзамен: Русский язык

Учащиеся центра образования №109, получившие 100 баллов:
Глупова Ирина (11б) - учитель: Ганина Галина Григорьевна;
Горелов Андрей(11г), Гришин Кирилл (11г), Кочергина Елизавета (11г), Лунёв Артём (11г)  - учитель: Кузнецова Марина Васильевна.

Обязательный экзамен: Математика

Учащиеся центра образования №109, получившие 100 баллов:
Горелов Андрей(11г), Левин Лев(11г) - учитель:  Слепенкова Екатерина Владимировна.

Экзамены по выбору учащихся

ГИА-2013

Обязательный экзамен:     Русский язык

Обязательный экзамен:  Математика

Экзамены по выбору учащихся

Мониторинг обученности учащихся 4 классов

Отдельно я хочу остановиться на деятельности нашего нового подразделения, которое располагается на территории ФНКЦ им. Дмитрия Рогачева. Оно работает на некотором территориальном удалении от школы, и поэтому всем остальным сотрудникам и представителям родительской общественности будет небезынтересно увидеть в каких сложных психологических и нравственных условиях работают наши коллеги, обучающие тяжелобольных детей.

Это особая педагогика, педагогика госпитальная.  И здесь вообще противопоказано говорить о количественных показателях. Здесь мы можем говорить о повышении мотивации учащихся, о том, как  дети, имеющие сложные, тяжелые заболевания имеют возможность получить полноценное общее среднее и полное среднее образование.  При этом само обучение является мощным фактором их реабилитации, поскольку они действительно  получают возможность не отставать от своих сверстников, развиваться также как все остальные дети.

Подробнее о работе подразделения ГБОУ Школа 109 на территории ФНКЦ им. Дмитрия Рогачева в 2012-2013 учебном году >>>

Говоря о качественных показателях, мы должны сосредоточится  на новом профессиональном стандарте педагога,    собственно говоря, этот новый профессиональный стандарт педагога направлен  на учёт прежде всего качественных показателей,   потому что  не всё в педагогике можно измерить.

А если мы во главу угла ставим индивидуальные особенности ребёнка, то необходимо видеть и оценивать динамику его развития. Именно в этом ключе мы должны очень глубоко и серьёзно начать освоение нового профессионального стандарта.

Не секрет, что в настоящее время мы имеем дело с усложняющимся контингентом учащихся. Вызовы и угрозы XXI века касаются не только терроризма, но очень многих тонких показателей, связанных с тем, что возрастает проблема генетической усталости у детей, увеличивается количество детей уже рождающихся с проблемами в развитии и имеющих ослабленные показатели здоровья. Да и вся наша жизнь полная невротизма не способствует нормальному развитию ребёнка.

Сегодня по данным министерства здравоохранения в первой группе здоровья мы имеем всего 20% детей, союз педиатров смотрит на это более жёстко 2,5%. Мы имеем детей с задержками развития, детей с синдромом дефицита внимания, более того линия на инклюзив (включение детей с ограниченными возможностями) заставляет педагогов овладевать компетенциями которых раньше не было.

Идут серьёзные демографические сдвиги. В нашей школе и в других школах сегодня обучается значительное количество детей, начиная с первого класса, для которых русский язык родным не является. Это новая профессиональная компетенция обучения русскому языку как иностранному. Новый стандарт нацелен на ответы на эти сложные и требующие решения вызовы.

Должен сказать, что мы вместе с вами работаем над этими проблемами уже не первый год, а точнее не первый десяток лет. И в этом смысле мы в какой-то степени опережаем многие другие школы. Не случайно в этом году вышла книжка вашего покорного слуги  и нашего руководителя службы сопровождения С.Д. Забрамной "Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации". Она очень нужна будет сегодня и не только нам.

 

Ещё более важно, что сегодня готовится второй том, где фактически педагогам России, педагогам Москвы будут предложены уже конкретные занятие, упражнения, так что мы с вами, в общем, в тренде.работаем на опережение в освоении нового профессионального стандарта педагога.
Я хочу выразить благодарность педагогам, которые работают сейчас над вторым томом  этой очень важной книгой.

Говоря о воспитательной работе в школе, которая является неотьемлемой частью нашего учебно-воспитательного процесса, должен сказать, что в школе накоплены традиции, создана серьёзная развивающая среда, идёт работа по целевым программам, развивается самоуправление школьников, и всё это делается на  основе углубления традиций школы.

Опираясь на то, что было сделано, мы должны понимать, что организация учебного процесса в новом учебном году базируется, прежде всего, на том, что вступает в силу новый закон об образовании Российской Федерации. Мы подробно об этом говорили и будем продолжать изучение этого закона. В частности, этот закон раскрывает для многих школ России новые возможности. Сегодня любая школа может по закону об образовании реализовывать различные образовательные программы как углублённые, профильные, так и коррекционные. Для нас в этом ничего нового нет, потому что мы в этом ключе работали все предыдущие годы.

Продолжается освоение   новых государственных стандартов образования в начальной школе и, наконец, будет внедряться новый профессиональный стандарт педагога. Все эти очень серьёзные обстоятельства во многом определяют организацию учебного процесса в учебном новом году.

Детализируя эти задачи, мы должны рассмотреть их по блокам, которые входят в наш Центр образования. В частности, первый наш блок – дошкольное образование. Хочу отметить, что полным ходом идёт, и уже в сентябре будет завершёна, разработка новых стандартов дошкольного образования. Проект этих стандартов уже передан нами в дошкольное подразделение ГБОУ Школа 109. И я прошу очень внимательно отнестись к изучению этих стандартов и посмотреть, на что в практике сложившейся школы мы можем опереться, внедряя новые стандарты дошкольного образования.

В начальной школе будет продолжаться освоение ФГОСов, но нужно обратить внимание на повышение результативности обучения учащихся 4 классов на основе критериев внешней приёмки. Поэтому нас будет очень интересовать внешняя экспертиза МЦКО, которая позволит нам понять не только уровень освоения умений, навыков, компетенций, но и освоения так называемых метапредметных компетенций, где у нас есть большие проблемы, судя по анализу работы в прошлом году.

В основной и старшей школе мы будем продолжать углубление дифференциации и интеграции обучения с учетом избирательных способностей учащихся. Необходимо повысить результативность обучения в 6,7,8,9 классах на основе критериев внешней приемки (Центр качества образования). Для этого мы будем использовать возможности дистантного обучения, и значительный шаг в этом направлении был сделан в прошлом году. Но кроме этого мы постепенно переходим к стратификации, когда дети по ряду предметов смогут выбирать свой уровень обучения с учётом своих реальных учебных возможностей. Пробная экспериментальная работа прошлого года показала, что это трудный, напряжённый процесс, требующий индивидуальной работы с каждым ребёнком и с каждым родителем, но этот процесс в целом позитивный и эффективный.

Говоря о задачах школы в воспитательной работе, мы должны иметь в виду, что тот большой шаг, который мы прошли по созданию органов ученического самоуправления нельзя считать окончательным. Наша задача в этом году развивать не только общешкольное самоуправление, но и внутриклассное самоуправление.

Если говорить о центральном воспитательном проекте этого года, то этот год будет посвящён 90-летию со дня рождения Булата Шаловича Окуджавы. Отсюда все наши театральные фестивали, презентации, события должны быть каким-то соотнесены с этим большим общешкольным воспитательным проектом.

Продолжается совершенствование управляющей системы школы.  Я с удовлетворением отмечаю, что школа в прошлом учебном году прошла аккредитацию.

Сегодня фактически любые финансово-экономические действия прозрачны, школа получила возможность регистрироваться на портале госзакупок, проводить котировки, тендеры и т.д. Поэтому  создан новый отдел госзакупок, без которого нам сегодня сложно существовать.

Дала свои плоды новая система оплаты труда, предусматривающая базовую и стимулирующую часть оплаты.

Динамика роста заработной платы сотрудников в 2012/2013 учебном году >>>.


Безусловно, целенаправленному, поэтапному развитию материально-технической базы ГБОУ Школа 109  способствовало создание и реализация плана финансово-хозяйственной деятельности.  

План финансово-хозяйственной деятельности >>>.  

Уважаемые коллеги, родители, я надеюсь, что в новом учебном году мы справимся с поставленными задачами.
Поздравляю Вас с началом нового учебного года. Хочу пожелать Вам творческих успехов, удачи!