ГБОУ Школа 109 - www.sc109.da.ru [Родителям] [Учащимся] [Новости]
ГБОУ Школа 109 - www.sc109.da.ru
Домой Вниз Обратная связь Информация

: Центр Образования
:: Учителям
::: Адаптивная школа




ТЕМЫ ГОДА:

[topic]




Управляющая система

Характеристика управляющей системы Центра образования № 109

Управление адаптивной школой

Функциональные обязанности субъектов управления Центра образования

Функциональные обязанности субъектов управления в модуле «Детский сад»

Характеристика управляющей системы Центра образования № 109

Функционирование и развитие адаптивной школы в статусе Центра образования определяется согласованием образовательных и организационных моделей на основе особой системы управления. Специфика управляющей системы адаптивной школы определяется:
- наличием субъектов управления, реализующих систему адаптивности (в обычной школе они отсутствуют);
- усилением управленческой функции координации между всеми субъектами, ответственными за реализацию идеи адаптивности;
- определенной трансформацией функции контроля, который в адаптивной школе прежде всего выполняет роль обратной связи, дающей своевременное, всестороннее и объективное представление о самочувствии учащегося;
- особой системой подготовки и переподготовки педагогических кадров, которые должны иметь полидисциплинарные знания о ребенке.

Управление адаптивной школой

Суть проблемы управления адаптивной школой заключается в согласовании между образовательной и управленческой моделями, без чего в принципе невозможна гармония образовательных и организационных процессов.

Подробное рассмотрение образовательной парадигмы адаптивной школы с последующим подразделением на конкретные цели для каждого модуля, сложность и неоднородность самого объекта управления доказывают, что мы имеем дело не с какой-либо одной организационной моделью, а с целой системой моделей, каждая из которых имеет свою ярко выраженную специфику. Новым в адаптивной модели школы являются не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация.

Отборочной модели соответствует сегментная структура управления, школа смешанных способностей управляется коллегиально, интегративная модель школы требует матричных структур управления. В итоге в нашем случае адаптивной школы образуется сложная управленческая ситуация, чреватая центробежными тенденциями. Каждый модуль /структурное подразделение школы/ должен управляться исходя из специфики объекта, по своим законам, но тогда как будто нарушается целостность, единство, рвутся необходимые вертикальные связи, без которых невозможно обеспечить содержательную и методическую преемственность, реализовать единую образовательную стратегию.

Учитывая деление адаптивной школы на относительно самостоятельные модули, работающие в логике разных образовательно-организационных моделей,. к тому же находящиеся в разных зданиях, мы используем так называемую дивизионную структуру управления, более характерную для территориальных образовательных систем, нежели для школ.

Дивизионная структура управления предполагает большую степень автономности каждого структурного подразделения как в решении тактических вопросов, так и в стратегии развития каждого модуля, если это не противоречит стратегии школы в целом.

Такая структура управления адаптивной школой возникает из объективных управленческих противоречий. Вот лишь некоторые из них:

1. Школа постоянно существует в двух режимах - функционирования и развития. Такая ситуация, разумеется, не является специфичной только для адаптивной школы. Любое образовательное учреждение, находящееся в поиске, испытывает сегодня подобные перегрузки на каком-то этапе становления, когда происходят не локальные, а системные изменения. В нашем же случае, поскольку адаптивную модель мы рассматриваем как принципиально открытую, как школу гибкого реагирования на стремительно меняющуюся социально-педагогическую ситуацию, процесс изменений никогда не может быть завершен и приобретает перманентный характер, что в свою очередь не может не порождать проблем, если гармонизация двух режимов, в которых существует школа, не становится предметом специального управленческого внимания, т. е. управленческих действий

2. Необходимость удерживать вертикальные иерархические связи, без чего невозможна реализация единой образовательной стратегии адаптивной школы, вступает в противоречие с известной автономизацией структурных подразделений комплекса, решающих помимо общих свои специфические задачи.

3. Наличие в школе сопутствующих модулей, включающих специалистов разных наук о человеке, требует особого управленческого такта, ибо здесь мы сталкиваемся с новой для школы проблемой управления научным подразделением, где принципиально неприменимо допустимое в известных пределах в школе администрирование. С другой стороны, неконтролируемое развитие научного подразделения может привести к отказу от практико-ориентированных исследований, произвольному выбору тематики экспериментов. Кроме того, объектный подход к ребенку, отсутствие междисциплинарного метаязыка у специалистов разного профиля переносят в чисто управленческую сферу вопрос о согласовании их действий как между собой, так и другими структурными подразделениями комплекса.

4. Являясь сложной, нелинейной, неравновесной, открытой системой, адаптивная школа проявляет многие признаки самоорганизации и порой сопротивляется управленческим усилиям. Определить разумные границы управляемости, нащупать точки резонансного воздействия на систему в целом - сложнейшая управленческая проблема.

5. Понимая руководство педагогическими кадрами как мотивацию и стимулирование инновационной деятельности учителя, максимально стремясь удержать педагога в исследовательской позиции, важно помнить и о его рутинных, но необходимых обязанностях.

6. Сложный, нелинейный, неравновесный объект управления, каким является адаптивная школа, обладает еще одним качеством - неустойчивостью. Но неустойчивость - почти всегда признак развития. Просто надо помнить, что творческие инновационные процессы идут в каждом структурном подразделении неодновременно.

7. В последние годы все больше доказывает свою продуктивность программно-целевой подход в управлении, без которого невозможны глобальные, системные преобразования в школе. Вместе с тем исследователи обращают внимание на недостаточность ориентации только на цели и, поскольку речь идет о сложных живых гуманитарных системах /а именно таковой является адаптивная модель школы/, большое внимание уделяют ценностным ориентациям в управлении.

8. И наконец, последнее противоречие нравственного свойства: подлинный демократизм адаптивной школы, выражающийся в том, что в ней обучаются дети из всех социальных слоев, способные и имеющие проблемы в обучении, здоровые и страдающие серьезными недугами, делает эту модель весьма дорогостоящей. Следовательно, перед управленцем со всей остротой встает проблема поиска дополнительных источников финансирования, необходимых как для нормального функционирования, так и для развития адаптивной школы.

Рассмотрев восемь управленческих противоречий, с которыми сталкивается руководитель адаптивной школы, наметим пути снятия некоторых из них. При этом надо отдавать себе отчет, что каждое из обозначенных противоречий не существует отдельно от остальных, напротив, все они сплетены в тугой узел.

На наш взгляд, главная проблема, которая как бы нанизывает на себя все остальные, - оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. В нашем случае речь идет о сохранении вертикальных связей и одновременно терпеливом построении связей горизонтальных - как императивных, так и внутренних, неформальных, матричных.

И вертикальные, и горизонтальные связи в управленческой системе адаптивной школы имеют двоякий характер и подразделяются, условно говоря, на иерархические /императивные/ и идеологические.

Все, что связано с поддержанием нормального режима функционирования школы и не нуждается в творческом переосмыслении, управляется через вертикальные иерархические связи. Вопросы финансово-хозяйственной дисциплины, грамотного распределения государственных средств, охраны жизни и здоровья детей, ведение школьной документации, отчетность перед вышестоящими организациями, контроль за выполнением государственного стандарта образования на ключевых переходных этапах обучения - это понятно, привычно, и здесь неукоснительно соблюдается принцип единоначалия.

Может показаться, что горизонтальные связи, без которых не может существовать адаптивная школа, чужды иерархичности и неформализуемы. Однако если мы всерьез ставим перед собой сложнейшие, нерешаемые в одиночку задачи дифференциации и индивидуализации обучения и развития ребенка с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, то постепенно кооперация теряет добровольный характер, вовлекая в этот процесс все большее количество специалистов, формализуясь через процедуры педологических консилиумов и протоколы согласованных действий.

Таким образом, даже горизонтальные связи начинают в определенном смысле носить иерархический, достаточно жесткий характер.

Такова сложная управленческая диалектика адаптивной модели, суть которой - в оптимальном сочетании иерархических структур с матрично-модульными.

Функциональные обязанности субъектов управления Центра образования

Генеральный директор:

1. Осуществляет руководство комплексом адаптивной школы, со всеми входящими в нее подразделениями и структурами.
2. Привлекает различные предприятия и организации, необходимые для развития данной модели: совместные предприятия, спонсоров, научно-педагогические центры в стране и за рубежом.
3. Создает научные лаборатории и временные научные коллективы для решения научно-педагогических задач.
4. Заключает договоры о сотрудничестве с различными государственными, кооперативными и общественными организациями.
5. Руководит хозяйственной и коммерческой деятельностью, связанной с привлечением средств, а также реализацией научно-педагогической продукции (учебники, методические пособия, обучающие программы).
6. Руководит программами научных исследований, координируя деятельность научных подразделений, исходя из задач данной модели.
7. Намечает совместно с администрацией и руководителями подразделений перспективы развития, определяет этап работы, контролирует результаты деятельности адаптивной школы.
8. Направляет работу экспертного совета по разработке и внедрению новых экспериментальных программ и учебных пособий.
9. Осуществляет подбор и расстановку учебно-педагогических и научных кадров.
10. Создает условия для научно-исследовательской работы членов педагогического и ученического коллективов.
11. Отвечает за укрепление и развитие материальной базы школы.
12. Осуществляет руководство данной моделью совместно с советом школы и советами других общественных организаций, способствуя демократизации учебно-воспитательного процесса.
13. Осуществляет постоянную связь с советом самоуправления микрорайона, депутатскими формированиями всех уровней, учитывая в своей деятельности реальные социально-педагогические условия.
14. Отвечает за организацию трудовой и досуговой деятельности, создавая соответствующие материальные условия, осуществляя подбор кадров, необходимых для этой деятельности.
15. Является распорядителем финансовых средств, выделенных из государственного бюджета, а также совместно с советом школы участвует в распределении средств финансирования, поступающих из других источников.

1-й заместитель директора:

1. Отвечает за финансово-хозяйственную деятельность комплекса.
2. Формирует фонд внебюджетных средств.
3. Руководит работой попечительского совета при взаимодействии с руководителями подразделений.
4. Руководит хозяйственной и секретарской службой.
5. Готовит документы по тарификации педагогических или иных работников комплекса.
6. Курирует работу аттестационных комиссий.
7. Готовит приказы по многопрофильному комплексу.
8. Обеспечивает своевременную выдачу зарплаты привлеченным специалистам.
9. Курирует работу сопутствующих модулей (центра досуга и развития, медико-психологической лаборатории, компьютерного центра).

Заместители директора - руководители подразделений (модулей):

1. Отвечают за реализацию стратегии комплекса в своем подразделении (модуле).
2. Обеспечивают режим стабильного функционирования в введенных им подразделениях:
- кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- контроль за выполнением гос. стандартов образования;
- углубление работы по уровневой дифференциации;
- рациональное использование регионального и школьного компонентов учебных планов в соответствии со стратегией развития школы, формируемым соц. заказом;
- контроль за оптимальной учебной нагрузкой учащихся;
- подготовка и проведение модульных педагогических советов и консилиумов;
- взаимодействие с другими подразделениями комплекса по сквозным, интегративным проблемам содержательной и методической преемственности, диагностики и т. п.;
- отвечают за статистическую отчетность по модулю, обеспечивают своевременную расстановку кадров;
- издают распоряжения по модулю.
3. Реализуют инновационные программы комплекса в соответствующем модуле, обеспечивая гармонию образовательных и организаторских (управленческих) процессов. Суть управления модулем - согласование между определенной образовательной моделью и управляющей системой школы.

Цель каждого модуля - не отставать в развитии от других подразделений, быть в курсе всей работы, разрабатывать (уточнять) стратегию образовательного комплекса на базе полной информации. Общешкольная философия в модулях подразделяется на конкретные цели. Соединение обучения и управления через цели каждого модуля представляют единый процесс образования:

а) устанавливают определенные процедуры для пересмотра учебных курсов;
б) координируют преподавательскую деятельность и деятельность по управлению учащимися;
в) формируют дифференцированные консультативные структуры, когда учителя выступают в роли "управленцев" и могут консультироваться друг с другом, обеспечивая вовлечения в процесс принятия решений все большего числа членов коллектива, поддерживая тем самым "климат перемен";
г) стимулируют дифференциацию обучения через методические объединения;
д) стимулируют интеграцию обучения через создание междисциплинарных (межпредметных) проектных групп.
В этих двух аспектах руководят деятельностью МО, функционирующих модулей, обеспечивая, так называемые, горизонтальные связи (межпредметные связи, синхронизация и интеграция преподавания, готовят протоколы согласования по предметам).
Готовят все формы отчетности по модулям.
Курируют работу (вертикальную) одного из МО.

Завуч-координатор:

1. Создает оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса:
а) составляет гибкое расписание занятий, в основной и старшей школе, учитывающие специфику организации учебно-воспитательного процесса:
- разноуровневость и разнопрофильность обучения;
- поэтапное простраивание в школе системы компенсирующего обучения (коррекционно-развивающих классов);
- большое количество специалистов, привлекаемых на работу из ВУЗов и других научных учреждений;
- необходимость постоянной корректировки учебного плана и программ на основе психолого-педагогической диагностики.
б) организует и учитывает замены уроков, лекций и семинаров в основной и старшей школе.
2. Составляет табель заработной платы.
3. Отвечает за интеграцию и кооперацию различных подразделений (модулей) комплекса в решении общих стратегических задач школы.
Контролирует поэтапную реализацию программы развития комплекса, выполнение годового плана. Отрабатывает координационные механизмы образовательного комплекса.

Линейные заместители:

Не являются руководителями модулей, но по статусу равны руководителям структурных подразделений школы. Учитывая сложность и неравновесность различных модулей, некоторым из них необходима дополнительная административная поддержка. Так, например, начальная школа, где обучаются свыше восьмисот учащихся и работают семьдесят четыре педагога не может обойтись лишь одним администратором. Поэтому руководитель этого модуля получает еще двоих заместителей директора. Функциональные обязанности между ними распределяются каждый год, исходя из реальных проблем функционирования и развития начальной школы, с учетом организационных и научных интересов всех субъектов управления.

В этом контексте возможна, например, такая конфигурация управленческого персонала в модуле "начальная школа" с пятыми классами.

Старший завуч на правах директора (руководитель модуля):

1. Отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
2. Обладает распорядительными функциями директора в рамках начальной школы.
3. Отвечает за укрепление материальной базы начальной школы.
4. Отвечает совместно с генеральным директором за подбор и расстановку кадров в начальной школе.
5. Координирует работу управленческого персонала и руководителей научных подразделений, занятых проблемами начальной школы и детского сада.
6. Создает условия для проведения опытно-экспериментальной работы в начальной школе.
7. Контролирует совместно с заместителем директора по науке внедрение новых информационных технологий.
8. Руководит работой педагогического всеобуча для родителей.
9. Привлекает к работе с учащимися специалистов для преподавания курсов, не имеющихся в типовых программах, за счет государственного финансирования и других привлеченных средств.

Завуч по учебно-воспитательной работе:

1. Отвечает за организацию методической работы в начальной школе.
2. Создает оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей данной модели:
а) составляет расписание с учетом специальных предметов;
б) учитывает в расписании оздоровительные программы школы, предусматривающие поэтапный переход к ежедневным занятиям физкультурой;
в) организует замену уроков;
г) составляет табель заработной платы.
3. Осуществляет контроль за результативностью учебно-воспитательного процесса начальной школы.
4. Организует стажировку молодых специалистов.
5. Осуществляет, учитывая деятельность опытной школы-системы, руководство по преемственности в работе детского сада, начальной школы и среднего звена.
6. Организует набор детей в начальную школу.
7. Отвечает за распространение опыта, накопленного в ходе работы в начальной школе.

Завуч-экспериментатор:

1. Осуществляет руководство всеми дидактическими экспериментами, отвечает за содержательную сторону экспериментальных программ. Отвечает за координацию экспериментальной работы, увязывает различные направления эксперимента в единое целое с учетом реальных учебных возможностей детей.
2. Руководит экспериментальной работой учителей начальных классов по разработке программ опережающего обучения детей с учетом результатов эксперимента по развитию детей 4 - 5 лет в детском саду.
3. Осуществляет сравнительный анализ в контрольных и экспериментальных группах детского сада и начальных классах школы. Совместно с психологами и врачами контролирует уровень эмоциональной психической нагрузки детей, не допуская их перегрузки в ходе экспериментов.
4. Обеспечивает совместно с зам. директора по дошкольному воспитанию и старшим воспитателем преемственность в педагогической работе:
а) подготовку и проведение совместных педагогических советов сотрудников школы и детского сада;
б) организацию работы микрогрупп учителей-экспериментаторов и воспитателей-экспериментаторов, объединенных проблемой преемственности детей детского сада и школы.
5. Отвечает за систему переподготовки педагогических кадров в условиях экспериментов (медицинский, психологический и педагогический компьютерный всеобуч).
6. Организует подготовку и проведение педологических консилиумов с целью анализа хода эксперимента и его постоянной корректировки.
7. Осуществляет связь с научными и учебными учреждениями, передовыми педагогическими коллективами страны, занятыми разработкой сходных проблем, своевременно информируя педагогический коллектив и современных научных достижениях.
8. Организует вместе со страшим воспитателем детского сада работу методических объединений учителей начальных классов и воспитателей детского сада.
9. Руководит процессом дифференцированного обучения и воспитания учащихся в школе с учетом индивидуальных карт развития детей, полученных из детского сада, продолжая работу с данными картами.
10. Организует работу семинаров по изучению передового педагогического опыта.
11. Осуществляет связь с научными подразделениями школы по проблемам начального и дошкольного обучения.

Двух последних заместителей мы условно называем линейными.

В других случаях линейный заместитель курирует проблемы, решаемые во всех подразделениях комплекса. Так, например, на определенном этапе развития школы, когда решалась сквозная задача обучения детей иностранному языку, начиная с четырех лет в детском саду, кончая лицейскими классами, что требовало скрупулезной работы по обеспечению содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения, специальный линейный заместитель, получив статус завуча-экспериментатора отвечал за следующий круг вопросов:

Завуч-экспериментатор по средней школе:

1. Руководит работой, связанной с внедрением экспериментальных методик обучения иностранному языку во всем комплексе.
2. Осуществляет преемственную связь в обучении иностранному языку в детском саду, начальной и средней школе.
3. Отвечает за подготовку кадров, участвующих в данном эксперименте.
4. Разрабатывает совместно с научными коллективами программы обучения иностранному языку во всех подразделениях данной модели.
5. Отвечает за работу центра интенсивных технологий обучения.
6. Организует постоянно действующие семинары по проблемам руководимых им исследований для учителей школы.
7. Отвечает за работу центра технологий и средств обучения.
8. Руководит созданием учебно-методических пособий, связанных с экспериментом по иностранному языку.
9. Организует распространение передового опыта учителей для Москвы и других городов страны по исследуемой проблеме.
10. Контролирует выполнение программ, результативность учебно-воспитательного процесса в рамках курируемого цикла предметов.
11. Отвечает за внеклассную работу по курируемым предметам.
Функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе . не отличаются от общепринятых. На заместителя директора по воспитательной работе возлагается ответственность за:
1. Осуществление анализа (оперативного и итогового) воспитательной работы в школе.
2. Планирование воспитательной работы в школе.
3. Организация внеурочной воспитательной работы с учащимися: - органов ученического самоуправления;
- ученических коллективов старшеклассников;
- деятельности, направленной на удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей учащихся в кружках, клубах, научных обществах и др.;
- общественно-полезной деятельности;
- коллективной досуговой деятельности;
- спортивных, туристических, оздоровительных мероприятий.
Организацию работы школьного информационного центра (стенной и радиогазет).
4. Организацию дежурств классов по школе.
5. Организацию работы по правилам дорожного движения.
6. Работу с учащимися, требующими особого педагогического внимания.
7. Организацию летнего отдыха учащихся.
8. Установление распорядка работы, режима кружков, секций, научных и других обществ и прочих добровольных объединений учащихся.
9. Оказание методической помощи классным руководителям.
10. Оказание методической помощи молодым специалистам.
11. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
12. Организацию педагогического просвещения родителей.
13. Установление связей с внешкольными детскими учреждениями.
14. Организацию работы с учащимися по месту жительства.
15. Организацию работы и связь с общественными организациями:
- комиссиями содействия семье и школе;
- инспекцией по делам несовершеннолетних;
- педагогом-организатором микрорайона;
- советом микрорайона.
16. Организацию ВШК за состоянием воспитательной работы в школе и уровнем воспитанности учащихся.
Заместитель директора по воспитательной работе имеет право:
1. Определять направления воспитательной работы в школе, планировать и осуществлять конкретные меры по их реализации (в соответствии с целями школы).
2. Участвовать в работе коллегиальных органов управления школой.
3. Вносить предложения директору о расстановке и стимулировании работы классных руководителей, руководителей кружков, секций и др. объединений учащихся.
4. Инструктировать классных руководителей по вопросам организации воспитательной работы.
5. Создавать необходимые коллегиальные органы для повышения эффективности воспитательной работы.
6. Делегировать полномочия педагогам и коллегиальным органам по организации воспитательного процесса в школе.
7. Заключать временные и постоянные договоры с общественными и другими внешкольными организациями и лицами о сотрудничестве с УВК в области осуществления воспитательной работы.
8. Вносить директору предложения об использовании бюджетных и привлеченных средств, отпущенных на воспитательную работу, стимулирование кадров.
9. Представлять интересы школы в общественных внешкольных организациях.


Функциональные обязанности субъектов управления в модуле «Детский сад»

Заместитель директора по дошкольному воспитанию (на правах заведующего) помимо обычного функционала:

1. Отвечает за следующие участки работы:
составление перспективного плана развития с учетом проводимых экспериментов; создание материальной базы проводимых экспериментов.
2. Осуществляет контроль и руководство за работой педагогических кадров и вспомогательного персонала, обеспечивая их необходимую переподготовку.
3. Руководит подготовкой педагогического совета по проблемам дошкольного воспитания, совестно с завучем-экспериментатором подготавливает педагогические советы по проблемам преемственности детского сада и школы.
4. Координирует деятельность всех участников экспериментальной работы: воспитателей-экспериментаторов логопедической, медицинской и психологической службы, педагога-организатора по физическому воспитанию и других специалистов.
5. Привлекает по мере необходимости специалистов, организуя их деятельность на хозрасчетных началах.
6. Отвечает за жизнь и здоровье детей, осуществляет контроль за своевременными проведением необходимых медицинских рекомендаций.
7. Руководит совместно с генеральным директором расстановкой педагогических кадров с учетом проводимых экспериментов, требующих специальной подготовки.
8. Руководит формированием групп с учетом данных психологической службы, добиваясь максимальной психологической совместимости детей и воспитателя.
9. Осуществляет связь с научными и учебными учреждениями, передовыми педагогическими коллективами страны, успешно решающими проблемы дошкольного воспитания, своевременно информируя педагогический коллектив.
10. Организует по мере необходимости семинары по изучению передового педагогического опыта.

Старший воспитатель-экспериментатор детского сада на правах завуча по дошкольному воспитанию:

1. Координирует экспериментальную работу по развитию детей с 3 до 5 лет.
2. Контролирует проведение эксперимента с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
3. Осуществляет методическое руководство по преемственности в работе воспитателей-экспериментаторов в первую и вторую половину дня.
4. Организует методическую работу с воспитателями-эксперимен-таторами в группах шестилеток.
5. Выявляет совместно с врачами-психологами и логопедами детей, нуждающихся в коррекции развития.
6. Отвечает за содержание индивидуальной работы с ними, координирую деятельность специалистов.
7. Веден индивидуальные карты развития ребенка, начиная с 3 лет, включающие медицинские, педагогические и психологические параметры.
8. Создает условия для адаптации учителей-экспериментаторов применительно к специфике работы в детском саду.
9. Отвечает за составление расписания с учетом проводимых экспериментов.

Учитель-экспериментатор:

Учитывая характер эксперимента, ставящего своей задачей обеспечить содержательную и методическую преемственности в работе детского сада и начальной школы, считаем необходимым ввести в штатное расписание опытной школы-системы ставки учителей-экспериментаторов детского сада, в чьи функции входят:

1. Работа с детьми, начиная с 4-летнего возраста до окончания начальной школы (в течение 7 лет).
2. Разработка под руководством завуча-экспериментатора нового содержания начального образования с учетом измененных программ обучения и воспитания детей в детском саду.
3. Совершенствование методики преподавания на основе интегративных курсов с использованием интенсивной технологии обучения, что создает необходимый резерв времени для творческого развития детей.
4. Связь с учителями-предметниками, использование в своей работе результатов их деятельности.
Исходя из специфики работы учителя-экспериментатора, не позволяющей совмещать его функционал с функциями воспитателя, считаем целесообразным определить его ставку из расчета ставки учителя начальной школы при сохранении в детском саду ставки воспитателя.

Воспитатель-экспериментатор:

1. Проводит вместе с психологом и врачом педагогическое обследование детей, участвует в разработке и внедрении экспериментальных программ, осуществляет выполнение медико-педагогических рекомендаций специалистов с учетом особенностей каждого ребенка, дает консультации родителям по вопросам воспитания и общего развития ребенка в соответствии с экспериментальными программами по всем их разделам.
2. Ведет дневник наблюдения за ходом экспериментов, тщательно анализируя его результаты, составляет отчеты поэтапной реализации экспериментальной программы.
3. Ведет занятия по обучению детей первичным навыкам работы с компьютером, используя компьютерные игры.
4. Реализует под руководством методиста по физическому воспитанию, врача и психолога комплексную программу физического развития детей.
Помощники воспитателей помимо обычного функционала:
1. Сопровождают на необходимые медицинские процедуры и в кабинеты функциональной диагностики, в бассейн в тех случаях, когда воспитатель занят с основной частью группы. В этих случаях они несут полную ответственность за жизнь и здоровье детей.
2. Отвечают неукоснительно за выполнение гигиенических рекомендаций медиков и психологов.
3. Проводят под руководством организатора по физическому воспитанию и воспитателя закаливающие процедуры.
4. Имеют расширенную зону обслуживания с учетом открытия дополнительных помещений, необходимых для проведения экспериментов (кабинетов компьютерной техники, иностранных языков, народного творчества, физкультурного зала, кабинетов медицинской и психологической служб и т.д.).

Функциональные обязанности куратора педагогической поддержки

Куратор класса педагогической поддержки осуществляет:
1. Наблюдение за учениками в учебной и неучебной деятельности (с 8.30до 16 часов ежедневно);
2. Поддерживает постоянную связь с учителями-предметниками, школьным психологом, психологами-консультантами, администрацией школы, родителями;
3. Методом наблюдения, беседы, экспериментального обследования, составляет психолого-педагогическую характеристику учащегося класса поддержки, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений, как с родителями, так и с одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы;
- вместе с психологом-консультантом и дефектологом, учителями-предметниками составляет индивидуальные программы обучения и развития каждого учащегося, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контролирует успеваемость и поведение учащихся в классе, присутствуя на уроках учителей-предметников;
- формирует микроклимат в классе, способствует тому, чтобы каждый учащийся чувствовал себя в школе комфортно;
- ведет документацию (классный журнал, журнал индивидуальных консультаций), проверяет школьные дневники учащихся;
- организует внеклассные и внешкольные мероприятия, направленные на развитие познавательных интересов учащихся, их общего развития;
- проводит коррекционные занятия с учениками.


Система планирования работы Центра образования складывается из: - циклограммы постоянных дел; - графического планирования по модулям (подразделениям); - программы развития Центра образования; - программы изучения ребенка различными специалистами; - планов методических объединений;
- планов издательской деятельности Центра образования.

 












 

Домой Наверх Обратная связь Информация