ГБОУ Школа 109 - www.sc109.da.ru [Родителям] [Учащимся] [Новости]
ГБОУ Школа 109 - www.sc109.da.ru
Домой Вниз Обратная связь Информация

: Центр Образования
:: Учителям
::: Адаптивная школа




ТЕМЫ ГОДА:

[topic]




Педагогическая философия и ценностные основания

Российская история тяжела. На чем воспитывать детей? Чем гордиться? Людьми! Теми, кого можно назвать неканонизированными святыми 20 века. Теми, о ком написаны книги, вошедшие в "Антологию выстаивания и преображения. Век ХХ" >>

Компендиум культурно-исторической педагогики

Ценностный взгляд на качество образования

Переосмысление содержания образования

Демонология культуры и основы духовной безопасности

Святая наука - расслышать друг друга

Ценностное управление

Ценностный взгляд на качество образования

* Объектом культурно-исторической педагогики является духовная сфера личности.

* Ее предметом следует считать процесс передачи ценностей культуры следующим поколениям.

* Одновременно целью, основанием и важнейшим условием существования культурно-исторической педагогики является духовная свобода, вне которой невозможны осмысленные движения в культуре.

* Воспринимая культуру как единое живое целое, культурно-историческая педагогика выполняет особую синтезирующую функцию: синтез культур, научных знаний и духовного опыта человечества.

* В контексте культурно-исторической педагогики когнитивно-информационная линия сохраняется, но уточняется, углубляется и переосмысливается.

* Результатом такого переосмысления является постепенное расширение сферы влияния культурно-исторической педагогики ценностей и смыслов не только на отбор содержания образования, но также на методы, способы и условия трансляции культуры.

* Не игнорируя важность отработки адаптационных механизмов, позволяющих молодому человеку с наименьшими потерями и в краткие сроки встроиться в бурный цивилизационный процесс, культурно-историческая педагогика, вслед за психологией, но уже на философском и культурологическом уровне, настаивает на продуктивности духовных и нравственных кризисов, преобразующих личность.

* Культурно-историческая педагогика концентрирует свое внимание не только на высотах человеческого духа, но стремится укрепить основы достойного обыденного человеческого существования.

* Принципиальной позицией культурно-исторической педагогики является осознание того, что воспитанные столетиями привычки, образ мыслей и культура народа не в меньшей степени влияют на материальное производство, нежели экономика на духовную сферу. В итоге она утверждает примат духовного над материальным.

* Осуществляя процесс передачи нетленных ценнностей в контексте глубинных цивилизационных процессов, происходящих в мире, культурно-историческая педагогика расширяет и укрепляет свои основания, существуя на стыке философской антропологии и культурологии, не игнорируя накопленный человечеством опыт прозрений и интуиций.

* В целом культурно-историческая педагогика намечает пути культурного цивилизационного воспитания молодого поколения России в посткоммунистический период.

Переосмысление содержания образования

* Культурно-историческая педагогика не требует коренного пересмотра содержания образования, но настаивает на его ценностном переосмыслении;

* Считая своей важной задачей удержание духовного строя жизни, педагогика ценностей и смыслов фиксирует в содержании образования не только материальную, но и духовную реальность, рассматривая под этим углом зрения события и явления истории и культуры;

* Не отрицая важности и необходимости научных методов познания, культурно-историческая педагогика осознанно восстанавливает в правах мифо-поэтический способ постижения мира, распространяя его не только на искусство, но и на другие сферы, затрагивающие общественной сознание;

* Рассматривая содержание образования как важнейший инструмент самостроительства личности, культурно-историческая педагогика, опираясь на опыт человечества, стремится одновременно к избавлению от избыточного антропоцентризма и к преодолению разлагающих нравственных последствий кризиса веры в человека;

* Чрезвычайную ценность в контексте культурно-исторической педагогики приобретает трагический, но благотворный опыт выстаивания и преображения, сохранения человеческого достоинства вопреки обстоятельствам, запечатленный в духовной, мемуарной и биографической литературе;

* Философской основой педагогики ценностей и смыслов следует признать духовный индетерминизм, вне которого невозможен координированный рост свободы и ответственности личности.

Демонология культуры и основы духовной безопасности

* Осознавая свою ответственность, культурно-историческая педагогика сосредотачивается не только на вершинах человеческого духа, но уделяет большое внимание трезвому анализу его срывов.

* К такого рода срывам она относит массовые психозы, духовные эпидемии, коллективные истерики, периодически возникающие на национальной, конфессиональной, социальной и идеологической почве.

* Анализируя причины, симптоматику и особенности разнообразных духовных патологий, культурно-историческая педагогика стремится максимально мобилизовать все культурные ресурсы для выработки действенных средств педагогической диагностики и профилактики духовной одержимости.

* К таким средствам в арсенале педагога следует отнести:

- демифологизацию сознания, направленную на разоблачение злобных идеологических и политических мифов, развенчивающих разум и сводящих человека к животному. (Понимаемая как борьба с химерами, демифологизация не противоречит восстановлению в правах мифо-поэтического способа познания, призванного вернуть человеку утраченную целостность мировосприятия. Химеры и утопии как раз эту целостности разрушают),

- философский анализ глубинных причин "срывов" свободы в своеволие с последующей выработкой педагогической стратегии, обеспечивающий координированный рост свободы и ответственности личности,

- культурологический и социально-психологический анализ деструктивного поведения человека, позволяющий педагогу осознано формировать у своих воспитанников основы духовной безопасности.

* Используя междисциплинарные средства диагностики, культурно-историческая педагогика фиксирует внимание учащихся на следующих признаках духовного бешенства:

- притязание на абсолютную полноту истины,

- опасное знание о том, в чем состоит благо другого,

- черно-белая картина мира, предполагающая деление на "своих" и "чужих",

- демонизация "чужих" и идеализация "своих",

- нетерпимость, агрессия как средство внутригруппового сплочения,

- вера в простые, быстрые, окончательные решения сложных проблем истории и культуры,

- возвышенная, звонкая риторика, возбуждающая низменные инстинкты и страсти.

* Учитывая, что в основе возникновения духовных эпидемий чаще всего лежит присущее человеку стремление к идеалу, культуро-историческая педагогика разводит смешанные в массовом сознании понятия идеала и утопии:

* Поскольку философский анализ разнообразных форм духовного равенства сводит их первопричину к рабству перед временем (прошлым, настоящим, будущим), культурно-историческая педагогика видит свою главную задачу в укоренении человека в вечности, ибо только на этой основе возможно преодоление всевозможных страхов и фобий.

* Руководствуясь обозначенным выше базовыми подходами, культурно-историческая педагогика считает необходимым расставить следующие акценты в содержании образования и воспитания:

- проявлять предельную осторожность, корректность и взвешенность в оценках событий, явлении и фактов истории и культуры, содержащих деструктивный потенциал (генезис межнациональных конфликтов, межконфессиональных споров и т.п.),

- давать принципиальную жесткую отповедь мифам и теориям, содержащим человеконенавистнические идеи. (При этом постоянно помнить, что учитель воюет не с людьми, и тем более не с детьми, которые всего навсего воспроизводят предрассудки взрослых, а с злобными идеями),

- осуществлять профилактику любых форм группового нарциссизма на национальной, религиозной и иной почве,

- считать запрещенным приемом в культуре в целом, и в педагогике в частности, эксплуатацию мстительной памяти, служащей духовным обоснованием ненависти каждого нового вступающего в жизнь поколения. (Помнить все, включая скорбные, трагические страницы истории, и использовать этот горючий материал в подстрекательских целях не одно и тоже),

- не бояться в разумных, щадящих юношескую психику пределах живописать эксцессы, сопровождающие любые бунты, революции и войны, этнические и религиозные конфликты, воспитывая тем самым устойчивое отвращение к любым формам насилия. (Психологически это лучше делать на "чужом" и отдаленном во времени историческом материале),

- в доступной, популярной форме вкрапливать в гуманитарные курсы и дисциплины старшей школы социально-психологического знания об анатомии человеческой деструктивности, механизмах массового внушения, во многом определяющих поведение человека в экстремальных ситуациях,

- целенаправленно раскрывать многообразные и изощренные формы психологического насилия, методы и способы манипулирования людьми, расхожие приемы социальной и политической демагогии,

- неизменно подчеркивать и доказывать, что единственным достойным человека способом решения проблем и конфликтов является диалог.

Святая наука - расслышать друг друга

* В формировании потребности в диалоге состоит одна из важнейших задач культурно-исторической педагогики.

* В свою очередь, потребность в диалоге базируется на безоговорочном личностном признании его, единственным достойным способом решения сложных, запутанных проблем истории и культуры.

* Успешность и конструктивность диалога во многом зависит от учета культурологического и социально-психологического контекста обсуждаемых проблем. Введение в этот контекст учащихся следует считать важнейшей педагогической задачей.

* В невротизированных сообществах правильно построенный диалог выполняет культурно-терапевтическую функцию, позволяя снимать накопившееся напряжение посредством терпеливого, открытого, всестороннего обсуждения накопившихся проблем.

* В формировании интеллектуальных и личностных качеств, позволяющих обсуждать общие проблемы на разных языках: мировоззренческих, конфессиональных, этнокультурных - культурно-историческая педагогика усматривает суть процесса воспитания толерантности.

* Наличие у человека постоянной потребности в глубоком внутреннем диалоге не только с самим собой и современниками, но также с людьми, оставившими свой живой след в культуре, неоспоримо свидетельствует о напряженной духовной жизни, подлинной укорененности личности в культуре, следовательно, об успешном достижении целей культурно-исторической педагогики.

* В конечном счете, диалог есть ни что иное, как действенный способ осознания и духовного усвоения общечеловеческой солидарности.

Ценностное управление

* Под ценностным управлением подразумевается процесс постепенного терпеливого переосмысления целей образования всеми субъектами педагогической деятельности, с последующей выработкой общей для всего школьного коллектива духовной культуры, позволяющей педагогам в оценке своей деятельности руководствоваться не только традиционными критериями обученности детей, но внимательно фиксировать этапы их личностного роста, происходящего по мере освоения ребенком иерархии ценностей.

* Поскольку ценностные подходы к образованию в полной мере реализует культурно-историческая педагогика, можно с полным правом утверждать, что ценностное управление есть специфическая управляющая система, решающая задачи освоения культурно-исторической педагогики всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.

* С позиции управления культурно-историческая педагогика является долгосрочной образовательной стратегией.

* Фундаментальные подходы культурно-исторической педагогики и современной философии управления совпадают, ибо обе науки в конечном итоге ориентируются на ценности и смыслы культуры, способы их трансляции. Следовательно, сутью ценностного управления становится встречное движение культурно-исторической педагогики и современного менеджмента.

В контексте ценностного управления происходят изменения в реализации классических управленческих функций.

* В планировании:

* повышается удельный вес целеполагания, придающего планированию стратегический характер,

* появляется возможность более органично увязывать цели обучения и воспитания,

* меняется соотношение задач когнитивно-информационной и культурно-исторической педагогики в пользу последней,

* появляется необходимость планировать и координировать деятельность ряда субъектов управления, специально занятых реализацией культурно-исторических подходов в образовании.

* В руководстве учебно-воспитательным процессом:

* возрастает функция поддержки, выражающаяся в гибкости и мобильности всех субъектов управления, способных и готовых, по мере необходимости, взять на себя лидерство в решении конкретных задач, или, напротив - мгновенно перевести себя в режим обеспечения по отношению к тем, кто эти вопросы успешно решает,

* появляется функция сдерживания, позволяющая регулировать темпы и интенсивность преобразований в школе, сохранять лучшие педагогические кадры, оберегая их от преждевременного морального и физического износа.

* При ценностном управлении функция руководства освоением культурно-исторической педагогики наполняется преимущественно мотивационным содержанием.

* В свою очередь, мотивационная деятельность выстраивается по трем направлениям:

* использование потенциала культурно-исторической педагогики для актуализации имеющихся смыслов и ценностей, помогающих педагогам избегать смысловой дезориентации, черпать дополнительные силы в осознании подлинной значимости своей деятельности,

* выявление в уже имеющемся опыте учителей элементов культурно-исторической педагогики,

* фиксация глубинных внутренних связей в деятельности педагогов разных предметов, реализующих культурно-исторические подходы в образовании.

* К организационным структурам отвечающим специфике ценностного управления, осуществляемого в русле культурно-исторической педагогики следует отнести:

* неформальные органические структуры во всем их многообразии, действующие в психологической сфере клубы,

* школьные кафедры, ориентированные на личностный рост учителя, переводящие его с инструментально-методического уровня на философский и методологический.

* Запуск организационного механизма осуществляет руководитель школы, или его заместитель по науке, который тем самым берет на себя функцию главного педагогического идеолога, используя культурно-историческую педагогику в ее методологической функции, обеспечивающей внутренне единство всего педагогического процесса.

* К специфике организационного механизма нацеленного на освоение учителями комплекса идей культурно-исторической педагогики, следует отнести:

* ненасильственный характер реквалификации педагогических кадров,

* открытость любой из существующих организационных структур для педагога, желающего осваивать педагогику ценностей и смыслов,

* добровольность в выборе педагогом приемлемых лично для него организационных форм,

* преемственность в деятельности организационных структур, позволяющую постепенно, по мере прохождения этапов (неформальные оргструктуры > школьные кафедры > методологические семинары > магистратура или аспирантура > воздействие с научными организациями на постоянной основе) формировать тип педагога-исследователя.

 




 

Домой Наверх Обратная связь Информация