ГБОУ Школа 109 - www.sc109.da.ru [Родителям] [Учащимся] [Новости]
ГБОУ Школа 109 - www.sc109.da.ru
Домой Вниз Обратная связь Информация

: Центр Образования
:: Учителям
::: Адаптивная школа




ТЕМЫ ГОДА:

[topic]




"Адаптивная школа"

Модель: теоретический аспект


Вышла новая книга >>



"Адаптивная школа"

Что это такое?

Как это создать?

Как управлять?

Что из этого следует?

Не ребенок должен приспосабливаться к школе, а напротив, именно школа стремится адаптироваться к любому ученику, принимая во внимание его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья. Вот почему адаптивная школа одновременно выстраивает линии лицейского, гимназического, коррекционно-развивающего и начального профессионального образования, осуществляя на деле разноуровневое дифференцированное обучение и развитие учащихся.

Адаптивная образовательная модель — модернизированная массовая общеобразовательная школа для учащихся со смешанными способностями.

Что это такое?

Базовые черты адаптивной школы:

- наличие неоднородного (гетерогенного) состава учащихся ("Школа для всех");

- ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося;

- гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей школы;

- создание всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной школы (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т.п.);

- обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;

- разнообразные формы дифференциации и многопрофильность обучения;

- наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предполагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития;

- здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования модели;

- оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.

Как это создать?

Условия.

Концептуальная система условий и способов построения и развития адаптивной школы:

- наличие общей, принимаемой большинством сотрудников школы педагогической философии, определяющей миссию школы, ее базовые ценности;

- наличие ясной концепции и программы развития школы;

- организация комплексной медико-психолого-дефектологической службы, позволяющей обеспечить всестороннюю диагностику учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития учащихся;

- преобразование школы в Центр образования, включающий детский сад, начальную, среднюю и старшую школы с выходом на вузы, что позволяет обеспечить содержательную и методическую преемственность на всех этапах обучения и развития;

- гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая динамику развития детей, их психофизиологические особенности, способности и склонности;

- создание соответствующих научных, организационно-педагогических и управленческих инфраструктур, призванных обеспечить преобразование школы в действующую адаптивную модель;

- кадровое обеспечение масштабных системных преобразований школы, где центральной задачей становится удержание педагогов в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия (диалога) со специалистами других наук о человеке (медиками, психологами, дефектологами и т.п.).

Как управлять?

Управление адаптивной школой:

- стратегическое и тактическое планирование адаптации различных педагогических систем и технологий в условиях государственной массовой школы;

- специальные управленческие структуры и процедуры, обеспечивающие организацию продуктивного диалога носителей различных педагогических концепций, целью которого является выработка протоколов согласованных действий;

- руководство педагогическими кадрами как мотивация выработки педколлективом особой метакультуры с общими взглядами на значение многопарадигматической кооперации, открытостью к коммуникации, ориентированностью на потребности ученика и общества;

- особый в адаптивной школе характер контроля, предполагающий ориентацию не только на обученность как конечный результат деятельности педколлектива, но, прежде всего, на адаптированность ученика к школе и жизни.

Что из этого следует?

Выводы:

- В условиях становления вариативного образования адаптивная школа как модернизированный тип массовой общеобразовательной школы представляет собой его оптимальный вариант, поскольку охватывает не отдельные категории учащихся, а всех детей, независимо от их способностей.

- Дифференцированный подход к учащимся в наиболее адекватной форме осуществим на основе комплексного медико-психолого-педагогичекого анализа, при скоординированных усилиях специалистов разных областей.

- Педагогический плюрализм адаптивной школы состоит не в эклектическом заимствовании разнородных теорий и методов, а в многопарадигматической кооперации и сбалансированном использовании разнообразных педагогических систем и технологий.

- Принципиальная особенность адаптивной школы заключается не в специфике функционирования ее модулей, а в их оптимальной комбинации, обеспечивающей гармонизацию образовательных парадигм и преемственность учебного процесса.

- Функционирование адаптивной школы определяется согласованием образовательных и организационных моделей на основе особой системы управления.

- Специфика управляющей системы адаптивной школы определяется:

- наличием субъектов управления, реализующих систему адаптивности (в обычной школе они отсутствуют);

- усилением управленческой функции координации между всеми субъектами, ответственными за реализацию идеи адаптивности;

- определенной трансформацией функции контроля, который в адаптивной школе прежде всего выполняет роль обратной связи, дающей своевременное, всестороннее и объективное представление о самочувствии учащегося;

- особой системой подготовки и переподготовки педагогических кадров, которые должны иметь полидисциплинарные знания о ребенке.


[item] 

[item] 

 

 

 

 

 

 

Домой Наверх Обратная связь Информация