ГБОУ Школа 109 - www.sc109.da.ru [Родителям] [Учащимся] [Новости]
ГБОУ Школа 109 - www.sc109.da.ru
Домой Вниз Обратная связь Информация

: Центр Образования
:: Учителям
::: Переподготовка




ТЕМЫ ГОДА:

[topic]




Учебные планы

Образовательная программа реквалификации работников образования по теме: "Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы".

Объяснительная записка

Подпрограмма № 1

Подпрограмма № 2

Подпрограмма № 3


Объяснительная записка

Четверть века педагогический коллектив Центра образования № 109 г. Москвы работает над проблемой развития школы адаптивного типа. Более 150 публикаций сотрудников Центра и среди них базовые монографии Е.А. Ямбурга "Школа для всех" 1997г., "Школа на пути к свободе" 2000г. позволяют достаточно всесторонне представить цели, задачи, специфику функционирования и развития адаптивной модели школы. В настоящее время опыт Центра образования № 109 г. Москвы используется в 60 регионах Российской Федерации, а также в странах ближнего зарубежья (Украина, Казахстан, Грузия). Вместе с тем, опыт проведения семинаров и стажировок руководителей школ, педагогов и психологов страны на базе Центра образования № 109 г. Москвы показал необходимость системной, целенаправленной переподготовки педагогического персонала включая управленцев, педагогов, психологов, дефектологов, воспитателей ДОУ и медиков — всех тех, кто готов на деле реализовать идеи, принципы и подходы адаптивной школы.

Предлагаемая образовательная программа имеет целью систематическое и последовательное изложение теоретических основ адаптивной модели школы и описание практических шагов, необходимых для ее запуска, функционирования и дальнейшего развития. Многолетний опыт систематического общения с коллегами, создающими у себя в территориях образовательные учреждения адаптивного типа, позволил выявить наиболее типичные затруднения в работе и построить образовательную программу переподготовки педагогических кадров с их учетом.

Логика содержания и структуры данной образовательной программы определяется следующими базовыми позициями:

I. Представляя собой гибкую образовательную модель, адаптивная школа органично вырастает из социально-культурных особенностей каждого данного региона, кадрового потенциала и реальной ресурсной базы конкретной школы.

Отсюда следует, что предлагаемая образовательная программа является заведомо избыточной, рассчитанной на реализацию максимально возможных траекторий развития адаптивного образовательного учреждения.

II. Избыточность образовательной программы, в свою очередь, диктует модульный тип ее построения, позволяя работникам образования осознанно, исходя из своих собственных потребностей, выбрать в образовательной программе тот блок, с которым они считают целесообразным ознакомиться наиболее детально и всесторонне.

III. Вместе с тем, авторы программы убеждены в том, что, создавая школу адаптивного типа, невозможно ограничить лишь локальными изменениями и частичными педагогическими новшествами. Необходима серьезная многоаспектная работа, в конечном итоге приводящая к системным преобразованиям школы в целом. Отсюда — повышенное внимания авторов программы к вопросам фундаментальным, раскрывающим педагогическую философию адаптивной школы и ее ценностные основания.

Без детальной проработки этих теоретических проблем всеми без исключения субъектами педагогического процесса трудно рассчитывать на осознанную реализацию принципов, идей и подходов, заложенных в концепции адаптивной модели (даже на локальное участие).

IV. В центре внимания авторов образовательной программы идея содержательной и методической преемственности, на практике реализуемая на всех этапах обучения и развития ребенка. Разумеется, не всякая школа может и должна превращаться в учебно-воспитательный комплекс или Центр образования, имеющий в своем составе детский сад, учреждения дополнительного образования, подразделение, осуществляющее начальную профессиональную подготовку и т.п. Не каждая школа одновременно выстраивает линии лицейского, гимназического, коррекционно-развивающего и начального профессионального образования. Но вне зависимости от организационно-правового статуса учреждения образование, его специфических целей и задач, вопросы содержательного взаимодействия различных типов и видов образовательных учреждений не теряют своей актуальности.

Просто в учебно-воспитательном комплексе или образовательном центре задача адаптации ребенка и той или иной педагогической системы реализуется в рамках одного учреждения, а при отсутствии в нем таких условий, ее решение переносится на муниципальный уровень, переходя в компетенцию органов управления района или города.

V. Значительное место в образовательной программе занимает управленческий модуль (Модуль №1).

Объясняется это рядом важных обстоятельств:

- Необходимостью уяснения всеми управленцами и другими субъектами педагогического процесса места и роли адаптивной школы в едином муниципальном образовательном пространстве.

- Сложностью самого объекта управления, каковым является школа адаптивного типа, одновременно решающая широкий и разнородный спектр педагогических задач.

- Необходимостью создания управленческой системы, отвечающей задачам функционирования и развития школы адаптивного типа.

- Необходимость грамотного привлечения внебюджетных средств для ресурсного и материально-технического обеспечения развития адаптивной школы.

- Необходимость использования в управлении сложной адаптивной школы современных информационных технологий.

VI. Наряду с управленческими модулями в образовательной программе подробно представлен коррекционно-развивающий (Модуль №2), где большое место отводится раскрытию основ специальных дефектологических знаний, которые помогают понять причины неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся и выбрать в каждом конкретном случае адекватные формы и методы их обучения и воспитания.

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей требуют обязательного учета психофизических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для их полноценного развития, личностного становления, оказания психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Важно своевременно выявить детей и, создав условия для их развития, максимально реализовать потенциальные возможности каждого.

В соответствии с Концепцией коррекционно-развивающего обучения, с целью преодоления стойкой неуспеваемости и школьной дезадаптации детей были организованы в общеобразовательных учреждениях классы для детей с трудностями в обучении.

Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе принципов коррекционной педагогики и психологии.

Коррекционная работа с детьми будет успешной, если осуществлять профессиональное взаимодействие педагогов, психологов, врачей (в случае показаний) и семьи.

В предлагаемой "Образовательной программе" большое место отводится раскрытию основ специальных дефектологических знаний, которые помогут понять причины неуспеваемости и отклонений в поведении и выбрать в каждом конкретном случае адекватные формы и методы обучения и воспитания.

В "Образовательной программе" предусмотрено сообщение знаний, обеспечивающих следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую (диагностику уровня сформированности психических новообразований и отклонений в развитии детей дошкольного и школьного возраста); коррекционно-развивающую (разработку и проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих программ); организационно-воспитательную (проведение систематической работы по коррекции психических процессов и личности); консультационную (с педагогами, с родителями).

В общем Модуле № 2 выделены подпрограммы, адресованные учителям классов КРО (№1), практическим психологам и членам ПМПк (консилиумов) (№2). Разработана также подпрограмма (№3) для учителей обычных начальных классов и преподавателей русского языка средней школы, логопедов, в которой особое место занимает проблема расстройства чтения и письма. Учитывая важность подготовки детей к школе, предлагается подпрограмма (№4) для воспитателей и психологов дошкольных учреждений.

Подпрограмма № 1

для педагогов классов КРО

Объяснительная записка.

Срок реализации подпрограммы составляет 30 часов, в стационарной версии, в том числе: теоретическая подготовка 24, практическая 6 и 24 часа в выездной версии

(20 часов теоретическая, 4 часа практическая).

В подпрограмме № 1 раскрываются биологические, социальные и педагогические причины, которые приводят к школьной неуспеваемости и отклонениям в поведении.

Среди причин биологического характера выделяются: соматическая ослабленность организма; сенсорная депривация при нарушениях слуха, зрения, двигательной сферы, речи; нарушения эмоциональной сферы и поведения; ЗПР, умственная отсталость.

При раскрытии причин социального характера большое внимание уделяется семье ребенка и экологическим условиям проживания. Очень важен анализ педагогических причин, к которым относятся несоблюдение санитарно-гигиенического, охранительного режима, темпа обучения, несоответствие требований психофизическим возможностям ребенка, конфликты со взрослыми и детьми, что приводит к дезадаптации.

В программе проводится психолого-педагогическая характеристика детей с пониженной обучаемостью, специфика их познавательной и эмоциональной сферы, указывается в каких школах и классах учить этих детей пути предупреждения и преодоления стойкой неуспеваемости, кто и как осуществляет комплектование классов КРО и определяет стратегию учебно-воспитательного процесса. Особое место отводится организации и содержанию работы по "Сопровождению" (изучению и оказании помощи) учащихся классов КРО, роли ПМПк (психолого-медико-педагогических консилиумов) в проведении этой деятельности.

Раскрываются задачи и технологии коррекционно-развивающего обучения. По каждому направлению работы предлагаются конкретные наглядно-практические материалы, с помощью которых можно развивать мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, оптико-пространственную ориентацию, фонематический слух и иные предпосылки, обеспечивающие школьное обучение. В задачи коррекционной работы входят также обогащение кругозора детей, формирование социально-нравственного поведения, развитие личностных компонентов и др.

В программе предусмотрено посещение уроков в классах КРО и показ психолого-педагогического обследования детей с целью выявления основных причин неуспеваемости и разработка индивидуальных программ развития.

Подпрограмма № 2

для психологов и членов ПМПк

Объяснительная записка.

Срок реализации программы составляет 30 часов, в стационарной версии, в том числе: теоретическая подготовка 23 часа, практическая 7 часов и 24 часа в выездной версии (16 часов теоретическая, 8 чесов практическая).

В подпрограмме № 2 сообщаются сведения о причинах школьной дезадаптация и особенностях развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, с ЗПР, умственной отсталостью проблемами здоровья.

Раскрываются параметры, по которым устанавливается готовность детей к школьному обучению, сформированность основных предпосылок учебной деятельности. Эта работа проводится в процессе специально организованных занятий по психолого-педагогическому обследованию детей.

Освещается деятельность ПМПк (задачи, основные направления деятельности, методы исследования). Особое место занимает раскрытие организации и содержания психолого-педагогического "сопровождения" учащихся классов КРО; разработка индивидуально ориентированных мероприятий для помощи педагогам и родителям в обучении и воспитании детей; контроль за успешностью применения корригирующих мер воздействия и динамикой развития каждого ребенка. Предусмотрено для психологов знакомство с организацией групповой психокоррекционной работы, проведение специальных психотренингов с детьми, имеющими нарушения эмоциональной сферы и поведения. Психологическая коррекция тревожности, застенчивости и других психических состояний. Освещаются принципы психологического консультирования, в том числе консультативная помощь семье, в коррекции детско-родительских отношений, а также в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Для практических психологов дошкольных учреждений предлагаются материалы по игровой терапии, как основного метода коррекционного воздействия в дошкольном возрасте.

Подпрограмма № 3

для учителей начальных классов, преподавателей русского языка и логопедов

Объяснительная записка.

Срок реализации подпрограммы составляет 30 часов, в стационарной версии и 24 часа в выездной версии.

Подпрограмма № 3 посвящена проблемам школьной неуспеваемости.



[item]

[item]

[item]

[item]

[item]

[item]
Домой Наверх Обратная связь Информация